FLashM, , Художник, о котором пойдет речь, не имеет прямого отношения к net.art; больше того, среди его инструментов Интернет занимает далеко не первое место; но "Стеларк важен для всех, чьи интересы достаточно разнообразны: от body art до новых технологий, от шаманизма до философии личности, от роботов и природы коммуникации до перспектив вида Homo Sapiens". Роберт Эйерс (Robert Ayers). http://sench.vstu.edu.ru/doc/internet/11/27.html RiF, , sad, , Рвун Чехлов, , Будучи учеником художественной школы, он начал свою арт-деятельность с того, что сделал прообраз виртуального шлема: комбинация из маски, линз, зеркал и сенсора, полностью меняющая представления о пространстве. Но время еще было не то, и интерес к миру вымышленному уступил место опытам с "внутренним" миром. В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот. Неделю он просидел в таком герметичном состоянии в галерее, прислушиваясь к своему телу и подчиняясь только внутренним ритмам. В 1975-м сделал три фильма о своем организме: путешествия микрокамеры по желудку, бронхам, легким, - они разрушили представления о коже как о барьере внешнего и внутреннего и единственно доступном интерфейсе человека. Body art уже существовал, но не проникал под кожу глубже, чем на миллиметр. Стеларк поместил в желудок небольшую капсулу, которая, как цветок, могла раскрываться и снова закрываться, пищала и мигала. Никакого символизма, просто новое использование внутренней полости. Желудок как выставка. Примерно в то же время он приступил к экспериментам по подвешиванию своего туловища к воздушным шарам и высотным конструкциям с помощью специальных механизмов. Зрелище было захватывающее, но застежки и петли все же больше походили на страховку, на элемент поддерживающий, а не подвешивающий, и Стеларк заменил их на крючки, которые вдевались под кожу в специально рассчитанных местах по всему телу. "У меня не было желания сделать что-то болезненное. Я не был знаком с садомазохистской практикой. Об индийском пирсинг-ритуале я знал, но сам в Индии никогда не был и факиров не встречал. Словом, это не было ни шаманизмом, ни тем более мелодрамой или театром. Ничего псевдодуховного или псевдомедицинского". Обычное исследование функциональных возможностей. Подобные эксперименты следовали один за другим и по мере совершенствования новых технологий приобретали новое значение. Как приспособить тело и организм человека к скорости и мощностям современности? Как усовершенствовать тело так, чтобы роботы и киборги не смогли его вытеснить? Как оно может существовать в цифровых пространствах? Способны ли мы воспринять себя не как биологическое и метафизическое данное, а как систему, поддающуюся изменениям и расширениям? Стеларк предложил новую трактовку киборга. Он утверждал, что тело будущего - не металлический мачо a la Терминатор-2 или Робокоп, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне. Перформансы Стеларка, в которых задействован Интернет, несмотря на разницу в подаче события, преследуют одну цель - отчуждение тела от себя самого. Скажем, в перформансе Fractal Flash, проведенном в Париже, Хельсинки и Амстердаме, три человека с помощью touch screen-интерфейса посылали импульсы измученному телу медиа-художника, опутанного проводами в Люксембурге. В Ping Body мышцы Стеларка сокращались посредством преобразованных сигналов юниксового протокола ping. В последней акции Parasite были задействованы поисковые машины, выискивающие в Сети изображения людей и роботов, которые моментально обрабатывались без участия человека, а Стеларк снова невольно двигался, подчиняясь электроимпульсам и принимая позы, подобные положениям тел на картинках. Мировая компьютерная сеть обернулась внешней нервной системой, отвечающей представлениям Стеларка о разумной и эффективной системе контроля над организмом. Впрочем, никакие теоретические размышления о людях будущего и опыты с модным Интернетом не принесли Стеларку той славы, что дала ему третья рука - Extra Hand, дополнительное щупальце, созданное им еще в начале 80-х. Время от времени Стеларк закрепляет ее на предплечье правой руки, и extra hand оживает. Он пишет EVOLUTION тремя руками одновременно. Extra Hand несовершенна, буква О выходит корявая, но живая. Рука постоянно совершенствуется, приобретая год от года все большую точность движений. Стеларк пишет ей новые слова. Простые и убедительные. Сейчас Стеларк готовит человечеству новый подарок - Extra Ear. На его правой щеке появится дополнительное ухо, сконструированное хирургами из его кожи. Оно не будет слышать, но в него имплантируют sound chip. "Это будет говорящее ухо! Оно будет нашептывать всякие пустяки настоящему уху". Стеларк уже не молод. Даже без фантасмагорического сценического оборудования, в котором он действительно вылитый киборг, Стелиус Аркадио больше всего напоминает Волшебника Изумрудного города, объясняющего Тотошке, что тот очень храбрый пес. Забавный, дружелюбный человек, которому немножко неудобно, что он, к разочарованию собеседника, состоит из плоти, крови и лысины. Что он профессор Питсбургского университета, но высшего образования у него нет, что все его волшебство - простые фокусы. Стеларк все время шутит и смеется, но в электронной переписке не пользуется смайликами. Просто в конце каждого абзаца стоит ха-ха (ha-ha). Не исключено, что эта экстра фраза возникает автоматически. Дон ХузнаКтоу, , Шин-с-горы, , ГэтФиреФокс, , Отметиться |